Неполное рабочее время по соглашению сторон

Вопрос

Несколько сотрудников на 1 должности, одному из сотрудников работодатель хочет ввести неполное рабочее время. как это оформить? В каком постановлении есть норматив 500 на 1 уборщика? в связи с этим сокращается время.

Ответ

Нормы Трудового кодекса РФ позволяют по соглашению сторон устанавливать неполное рабочее время любой категории работников организации (ст. 93 ТК РФ). Т.е. перевести сотрудника на работу на неполную ставку можно, если он согласен на это. Принудительно в Вашей ситуации установить 1 сотруднику неполное рабочее время нельзя.

Если неполное рабочее время устанавливается при приеме на работу, то условие о продолжительности времени работы закрепляется в трудовом договоре, а во время действия заключенного трудового договора — путем заключения дополнительного соглашения к нему (ст. 72 ТК РФ).

При достигнутой договоренности перед подписанием трудового договора в него вносятся сведения о продолжительности рабочего времени (например: «Работнику с 17.01.2010 устанавливается неполное рабочее время продолжительностью 30 часов в неделю»). Исходя из продолжительности времени работы прописывается режим рабочего времени, так как он будет отличаться от общих правил, действующих у данного работодателя (ст. 57 ТК РФ).

При изменении продолжительности рабочего времени после заключения трудового договора в дополнительном соглашении указываются новые условия и дата, с которой они вступают в силу. Если неполное рабочее время устанавливается на конкретный период, определенный соглашением сторон, то формулировка дополнительного соглашения может быть следующей: «Работнику с 27.01.2010 до 15.03.2010 устанавливается неполное рабочее время продолжительностью 25 часов в неделю». Здесь же указывается конкретный режим рабочего времени, т.е. продолжительность рабочей недели, время начала и окончания рабочего дня, перерывов и др.

Соглашение составляется в двух экземплярах и подписывается работником и работодателем. Затем один экземпляр вручается работнику, о чем на экземпляре работодателя проставляется отметка, заверенная подписью работника (ст. ст. 72 и 67 ТК РФ).

При установлении неполного рабочего времени по соглашению сторон работодатель освобождается от обязанности сообщать об этом в органы службы занятости (письмо Роструда от 17.05.2011 N 1329-6-1).

Нормы убираемой площади следует закрепить в трудовом договоре или должностной инструкции уборщика (ст. 57 Трудового кодекса РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0). Чтобы разработать данные нормы, работодатель вправе ориентироваться на широкий круг документов, регламентирующих нормы времени, необходимого для различного вида уборки тех или иных помещений, площади убираемых поверхностей, а также штатной численности уборщиков, поскольку единого документа, обосновывающего расчет норм и обязательного для применения всеми работодателями, не существует.

Перечень документов, в соответствии с которыми могут разрабатываться и утверждаться нормы убираемой площади

— Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 «Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений» (пример расчета норм времени на уборку помещений приведен в Приложении 2 к данному Постановлению);

— Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 N 321/19-28 «Об утверждении Типовых норм обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий». Нормы обслуживания на уборку производственных помещений установлены в данном документе дифференцированно в зависимости от вида убираемых отходов (п. 1.8 Типовых норм обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий, утвержденных данным Постановлением). С учетом этого производственные помещения разделены на пять групп. Для каждой из групп производственных помещений нормы обслуживания по уборке указаны в картах, номера которых соответствуют номеру группы;

— Рекомендации по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, утвержденные Приказом Минстроя России от 15.11.1994 N 11. Данный документ устанавливает рекомендуемые нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений: площадь в квадратных метрах и время на обслуживание 1 кв. м в часах, также приведен пример расчета норм численности (п. п. 1.2.11, 2.1.11 и 2.2.12 данных Рекомендаций);

— Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденные Постановлением Минтруда России от 24.06.1996 N 38. В данном документе приведены примеры расчета численности дворников и рабочих по комплексной уборке и содержанию домовладений;

— Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденные Росздравом. В таблице 3 указанных Рекомендаций приведен пример расчета штатной численности уборщиков производственных помещений на основании норм времени обслуживания, а также нормы обслуживания: площади в квадратных метрах и времени на обслуживание 1 кв. м в часах.

Помимо этого, нормы убираемой площади на одного уборщика содержат, например, следующие документы:

— Приказ Минюста России от 04.08.1999 N 227 «Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Численность обслуживающего персонала определяется из расчета 1 уборщица на 400 кв. м служебной площади или 600 кв. м мест общего пользования (п. 17 примечания к Приложению N 1);

— Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552 «Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений». Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на 500 — 600 кв. м площади в зависимости от типа помещения (п. 12 примечания к Приложению N 1);

— Приказ Минкультуры СССР от 30.05.1980 N 311 «Об утверждении временных типовых штатов сельских централизованных клубных систем Министерства культуры СССР», в котором предусмотрена 1 единица уборщицы на каждые 300 кв. м убираемой площади (п. 3 примечания к Приложению).

Существует также ряд других отраслевых и ведомственных документов, где указаны нормы, сопоставимые с вышеуказанными.

Таким образом, определяя нормативы убираемой площади, по нашему мнению, работодатель вправе воспользоваться данными документами по своему усмотрению и выбрать собственный вариант норм.

Просмотров: 595