Договор аренды автомобиля между организацией и директором

Вопрос

Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно. Можно ли оформить использование автомобиля директором в рамках договора аренды с ним же самим (директором)? Какой договор аренды нужно применить — с или без экипажа?

Можно ли принимать к учету в целях налогообложения прибыли заправку ГСМ, оплату парковок, тех. обслуживание, ремонт автомобиля?

Какие документы необходимы, чтобы принимать эти затраты к учету?

 Ответ

Организация может арендовать автомобиль у директора.

Транспортное средство можно арендовать как с экипажем, так и без него. В первом случае сотрудник, предоставивший работодателю свой автомобиль в аренду, сам управляет им и следит за его техническим состоянием (ст. 632 ГК РФ). Именно арендодатель в течение всего срока действия договора аренды обязан поддерживать машину в надлежащем состоянии, осуществлять ее текущий и капитальный ремонт и предоставлять необходимые принадлежности (ст. 634 ГК РФ).

При передаче автомобиля в аренду без экипажа управлением и его технической эксплуатацией занимается арендатор, то есть работодатель (ст. 642 ГК РФ). Он же должен проводить текущий и капитальный ремонт и поддерживать автомобиль в надлежащем состоянии (ст. 644 ГК РФ).

По умолчанию затраты на покупку топлива, смазочных и других расходных материалов несет арендатор. Это правило действует при аренде автомобиля как с экипажем, так и без него (ст. ст. 636 и 646 ГК РФ).

Вместе с тем расходы на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть возложены и на арендодателя. Такое условие необходимо отдельно предусмотреть в договоре аренды.

Налог на прибыль. Организация, арендовавшая автомобиль работника, вправе признать в налоговом учете арендную плату (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также расходы на приобретение ГСМ и других расходных материалов (пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для документального подтверждения затрат в виде арендной платы достаточно самого договора и акта о передаче автомобиля работодателю. Составлять ежемесячные акты об оказании услуг по аренде не обязательно (Письма Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559 и от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742).

Основанием для учета расходов на ГСМ являются путевые листы и документы о приобретении топлива и смазочных материалов: кассовые и товарные чеки, товарные накладные и др.

Порядок учета остальных затрат, связанных с эксплуатацией арендованного автомобиля, зависит от вида договора аренды. Если стороны заключили договор аренды с экипажем, то большинство расходов (ремонт, содержание и т.д.) осуществляет арендодатель, то есть работник. Значит, работодатель не сможет признать перечисленные расходы в налоговом учете.

Единственное исключение — расходы на страхование. Организация-арендатор вправе их учесть, только если по условиям договора аренды указанные расходы возложены именно на нее. Это следует из положений ст. 637 ГК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ.

Допустим, стороны заключили договор аренды без экипажа. В этом случае организация-арендатор сможет также признать при расчете налога на прибыль следующие расходы:

— на проведение текущего и капитального ремонта арендованного автомобиля (п. 2 ст. 260 НК РФ);

— техническое обслуживание, мойку, парковку, стоянку автомобиля (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);

— страхование автомобиля и автогражданской ответственности (п. 1 ст. 263 НК РФ);

— оплату труда водителя, управляющего арендованным автомобилем (ст. 255 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если по договору вы обязаны оплачивать работнику расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, то, помимо «маршрутных» документов, вам понадобятся документы, подтверждающие все расходы. Например, чеки на оплату мойки, парковки или страховки автомобиля.

 

Приложения

Просмотров: 5 535