Вопрос
Организация применяет УСН (доходы минус расходы). В сентябре поступили документы (акт и счет фактура) от поставщика услуг связи (Ростекома) датированные 30.09.2016г. за май 2016 г. с суммой акта, отличной от той которая была в акте за май 2016 г. На акте и счете-фактуре от 30.09.2016 г. написано «ИСПРАВЛЕНО за май 2016г.». Какие проводки и какой датой должен сделать бухгалтер в данной ситуации? Какие внутренние документы должен создать бухгалтер?
Ответ
В бухгалтерском учете любые ошибки (как существенные, так и несущественные), допущенные в отчетном году и выявленные до подписания отчетности руководителем организации, исправляются:
— если они выявлены до 31 декабря отчетного года — записями на дату выявления ошибки (п. 5 ПБУ 22/2010)
Для исправления ошибки:
1) составьте бухгалтерскую справку, в которой укажите: когда и какая ошибка допущена, когда ошибка выявлена, какими проводками исправлена;
2) сторнируйте неправильные проводки;
3) сделайте правильные записи.
Направляю Вам образец исправления подобных ошибок. Например, в организацию поступил акт выполненных работ на сумму 30 000 руб. А бухгалтер по ошибке сделал запись:
Дебет 44 Кредит 60 — 33 000 руб.
В этом случае можно сторнировать разницу между правильной и неправильной суммой:
Дебет 44 Кредит 60 — -3000 руб.
Или отменить всю ошибочную сумму и отразить правильную запись:
Дебет 44 Кредит 60 — -33 000 руб.;
Дебет 44 Кредит 60 — 30 000 руб.
В обоих случаях искажений в учете не возникнет. Но если бухгалтер не ведет аналитический учет, ему будет легче вспомнить причину исправления, если в учете будет отражена вся сумма операций, а не только разница.
Кроме того, для внесения исправлений можно использовать обратные проводки — сумма, ранее учтенная по дебету счета, указывается по кредиту этого счета и наоборот:
Дебет 44 Кредит 60
— 33 000 руб. — отражена неправильная сумма операции;
Дебет 60 Кредит 44
— 3000 руб. — внесено исправление суммы.
Итоговые сальдо по счетам будут верными, но вот обороты задвоятся. Поэтому не рекомендуем использовать такой порядок исправления.
Напомним, что в любом случае при внесении исправлений надо составить бухгалтерскую справку, в которой указать на ошибку и обосновать ее исправление. Форма справки не унифицирована, но в ней имеет смысл отразить все обязательные реквизиты первичного документа, а также информацию, необходимую для определения причин исправления: реквизиты платежных документов, договоры, расчеты (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).