Порядок проведения специальной оценки условий труда

Вопрос

Порядок и условия проведения Спецоценки Условий труда. Если в штате работают работники по совместительству, нужно ли на них оформлять Спецоценку? Можно ли приказом о проведении Спецоценки в октябре, отсрочить и избежать наказания (штрафов)?

 Ответ

Проведение спецоценки — обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее — Закон N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте в общем случае проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Непроведение специальной оценки условий труда или проведение ее с нарушением порядка, установленного законодательством о специальной оценке условий труда, влечет административное наказание по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 руб.; на юридических лиц — от 60000 до 80000 руб.

Однако в соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ установлено, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018. таким образом, издание приказа о проведении СОУТ может отсрочить наказание, т.к. это является одним из этапов оценки.

Порядок проведения специальной оценки условий труда:

Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда

Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

Этап 2. Проведение непосредственно специальной оценки условий труда

Шаг 5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда при проведении специальной оценки

Шаг 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда

Шаг 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда

Шаг 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда

Шаг 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда

Сроки проведения:

Оценка условий труда должна быть проведена:

1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах — не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако, если истек срок действия результатов последней аттестации, по итогам которой условия труда на рабочих местах были признаны вредными и (или) опасными, спецоценку условий труда на таких рабочих местах необходимо провести безотлагательно.

2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ и введены в эксплуатацию до 01.01.2014.

В Законе N 426-ФЗ нет прямого указания на срок проведения спецоценки в отношении таких рабочих мест. Полагаем, что она может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. Данный вывод следует из анализа ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ. Аналогичного мнения придерживается Минтруд России в письме от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 и суды (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу N 11-11698/2014).

3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, — в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;

б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится в следующих случаях (ч. 1 ст. 17 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»):

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Приложения

Просмотров: 1 661