Вопрос
Добрый день. Мы строительная организация, торговлей не занимаемся. Вопрос. Может ли наша организация продать другой организации, с которой у нас нет договорных отношений, свой материал со склада? Какие документы необходимы для осуществления данной операции? Надо ли нашей организации оформлять договор купли-продажи на материал или это не обязательно? Сделка разовая.
Ответ
Да, организация может продать материал со склада в рамках разовой сделки. Для целей налогообложения под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе (ст. 105.7 НК РФ). Налоговым кодексом не установлены особенности применения термина «сделка» для целей налогообложения. Поэтому можно исходить из норм гражданского законодательства (Письмо Минфина России от 05.05.2016 N 03-01-18/25924), согласно которым сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).
Строительные организации часто приобретают (реализуют) товары без оформления договоров, в частности при закупках строительных материалов. При этом основным первичным бухгалтерским документом является, как правило, товарная накладная или чек. Данные документы и должны свидетельствовать об осуществлении купли-продажи. При этом существенные условия договора купли-продажи будут считаться согласованными, а сама сделка будет иметь разовый характер.
Для бухгалтерии подтверждающим документом может также быть акт приемки-передачи товара. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.05.2008 по делу N А55-11451/07 суд со ссылкой на выводы налогового органа указал, что единственным документом, который предназначен для обобщения информации о движении товарно-материальных ценностей, является товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т), утвержденная Постановлением от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Следовательно, приход товара или материалов на склад можно подтвердить приемо-сдаточным актом.
Таким образом, исходя из судебной практики можно сделать следующий вывод — документом, свидетельствующим об осуществлении купли-продажи, может быть не договор, а первичный документ, например накладная ТОРГ-12 или акт. Причем приемо-сдаточный акт может быть весомым доказательством в спорах с налоговыми органами. При этом бухгалтеру целесообразно проводить аудит документов во избежание налоговых споров.
Однако, учитывая наличие судебной практики и споров с налоговыми органами, самым безопасным будет оформить договор и вышеперечисленные документы.