Вопрос
Здравствуйте!! Подскажите, в организации числится автомашина, она попала в ДТП и восстановлению не подлежит, каким образом списать данный автомобиль с баланса организации (бухгалтерский и налоговый учет, документы необходимые). Спасибо.
Ответ
Списание автомобиля вследствие аварии производится на основании ликвидационного акта, подписанного руководителем организации, к которому прилагаются извещение о ДТП и заключение техника-эксперта (экспертной организации) о невозможности восстановления объекта.
Если автомобиль был застрахован от аварии и часть ущерба или ущерб целиком покрыт за счет страховой компании, это следует отразить в учете следующими записями.
- Отражена гибель застрахованного объекта – Дт 01.9 Кт 01; Дт 02 Кт 01.9; Дт 94 Кт 01.09
- Предъявлено требование страховщику о возмещении ущерба Дт 76.1 Кт 94
- Получено страховое возмещение Дт 51 Кт 76.1
- Некомпенсируемая сумма ущерба списана в убытки организации 91.2 Кт 94
- Оприходованы запчасти и прочие материалы, высвободившиеся при ликвидации объекта (оценка производится по рыночной стоимости) Дт 10.5, 10.6 Кт 91.1
В случае когда виновник ДТП выявлен и будет выплачивать сумму в счет погашения ущерба, потери частично или полностью списываются за его счет. И тогда записи будут такими:
- Отражена гибель застрахованного объекта – Дт 01.9 Кт 01; Дт 02 Кт 01.9; Дт 94 Кт 01.09
- Ущерб отнесен на виновное лицо Дт 73.2 Кт 94
- Виновник внес в кассу или на счет организации сумму возмещения ущерба или сумма удержана из его заработной платы Дт 50, 51, 70 Кт 73.2
В силу ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Этот случай как раз будет актуален, если работник окажется виновником ДТП, в котором будет поврежден или погибнет автомобиль.
Обратим также внимание на то, что взимание транспортного налога в случае утраты транспортного средства в результате гибели прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета (см. Письмо Минфина России от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123).
При списании недоамортизированного основного средства, по мнению Минфина, с его остаточной стоимости нужно восстановить НДС. Отметим, что такая точка зрения является весьма спорной. В Налоговом кодексе содержится закрытый перечень ситуаций, обязывающих восстанавливать НДС. И случая списания основных средств по причине невозможности их дальнейшего использования среди них нет. Это подтверждает и судебная практика. Но если спорить с проверяющими вы не хотите, помните, что восстановленный НДС можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль
После списания транспортного средства вам нужно оприходовать в учете то, что от него осталось (назовем это годными остатками, именно такой термин, как правило, используют страховщики).
Годные остатки принимаются к учету по стоимости, указанной в решении страховой компании. Но обязательно обратите внимание, включает ли данная цена НДС или нет.
Оприходование годных остатков приводит к возникновению дохода. В бухгалтерском учете — прочего, а в налоговом – внереализационного
Более подробная информация во вложении.